Депутаты приняли закон о государственном распределении платных мест в вузах. Теперь правительство будет контролировать не только бюджетный, но и коммерческий набор студентов в зависимости от потребностей экономики.
По мнению экспертов, данная инициатива позволит заложить базу для технологического лидерства страны. Каким образом будут определяться перспективные направления? Госдума приняла закон о государственном распределении платных мест в вузах.
Согласно принятой инициативе, правительство получает возможность контролировать не только бюджетный, но и коммерческий набор студентов. Проект был внесен на рассмотрение еще 4 апреля группой из 346 депутатов и пяти сенаторов во главе со спикерами обеих палат Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко.
Изменения уже с 1 сентября позволят правительству составлять перечень специальностей, по которым будет установлен предел мест для приема на платное обучение.
«Надо финансировать те направления, которые востребованы. Сегодня дефицит кадров в здравоохранении, в системе образования, крайне важно готовить специалистов инженерных направлений», – пояснил Володин.
Он также добавил, что закон не подразумевает сокращения количества студентов платных отделений вузов. До этого глава Госдумы отмечал, что в настоящий момент 56% учащихся получают образование на коммерческой основе, напоминает ТАСС.
При этом 42,5% людей от данного числа изучает программы экономической или юридической направленности.В свою очередь Валерий Фальков, глава Минобрнауки, назвал критерии, которые будут учитываться при распределении объема платных мест.
По его словам, таковыми станут средние баллы ЕГЭ, трудоустройство тех, кого соответствующий вуз подготовил, а также размер заработной платы выпускников.
Он также подчеркнул: в настоящий момент предлагается, чтобы предельный объем коммерческих мест в целом по стране определяла Комиссия по научно-технологическому развитию при правительстве, возглавляемая вице-премьером Дмитрием Чернышенко.
В целом предложения будут вырабатываться тремя ведомствами – Минтрудом, Минэкономразвития и Минобрнауки.Напомним, в апреле Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность ограничения приема на платные места в вузы, пишет «Коммерсант».
Впервые же о данной идее он заявил 6 февраля в рамках заседания президентского Совета по науке и образованию.
Тогда глава государства подчеркнул, что новые правила набора «должны исключить чрезмерный набор по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда».
Как пояснила член думского комитета по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко, «правительство наделяется дополнительными полномочиями в первую очередь для того, чтобы повысить качество образования».
«Мы будем разрабатывать методику распределения платных мест и будущие черты приема студентов», – рассказала она.Среди основных критериев она назвала наличие преподавателей соответствующего уровня и аккредитацию по тому или иному направлению, а также заработную плату и трудоустройство выпускников: «Одним из важнейших критериев будут проходные баллы ЕГЭ.
Сейчас некоторые университеты принимают студентов, у которых тройка по экзамену».
Депутат подчеркнула, что приоритет будет отдаваться не только «важным» специальностям, но и тем, которые останутся востребованными в перспективе до 2030 года.
Также должна учитываться социально-экономическая ситуация в регионах. «Закон ни в коем случае не говорит об уменьшении числа студентов, его основная задача – закрыть рынок труда необходимыми кадрами», – сказала она.
Что касается льготных кредитов, то они будут выдаваться «по тем направлениям подготовки, которые соответствуют задачам технологического лидерства и восполнения нехватки кадров».
«Это инженерные и IT-специальности, здравоохранение, педагогика. То есть ставится цель перенаправить абитуриентов и студентов на решение государственных задач», – добавила Пилипенко.Чтобы абитуриенты выбирали востребованные профессии, «молодежь нужно как можно раньше завоевывать, показывать ей понятные карьерные траектории», добавляет бывший проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара, руководитель олимпиады «Я – профессионал»: «Получая определенное образование, студент будет трудоустроен и причастен к решению интересных задач.
Инженерное образование – это одна из таких траекторий».
По ее словам, сегодня в России нет ни одной экономической отрасли, которая не нуждалась бы в высококвалифицированных кадрах.
«На сегодняшний момент престижность будущей профессии – это относительное понятие.
Совсем недавно мы видели, какой высокой была востребованность специалистов в сфере интернет-технологий», – рассуждает она.«Но прошло немного времени и с развитием технологий искусственного интеллекта айтишники становятся рядовыми сотрудниками технологической индустрии.
Поэтому вопрос не только в ограничениях, но и в том, что мы начинаем выстраивать профориентацию чуть ли не с младшей школы. Такие крупные компании, как, например, госкорпорация «Росатом», уже дошли до детских садов», – отметила спикер.
Пилипенко также акцентирует, что за реализацией закона будет вестись тщательная проверка. «Депутаты будут контролировать выполнение новых норм.
В случае необходимости – выдвинут корректировки. Но большая профориентационная работа должна осуществляться не только вузами, но и самими организациями и предприятиями, заинтересованными в том, чтобы к ним пришли работать», – считает депутат.
Для абитуриентов важны социальные гарантии, зарплата, потенциал карьерного роста. А для этого должно быть понимание, какие специалисты будут востребованы через 5-20 лет.
«В России есть нацпроект «Кадры», который делает соответствующие прогнозы чуть ли не до 2040 года. Проводится большая работа над определением специальностей, в которых учитываются перспективные направления.
Для этого анализируется рынок труда, профессиональные стандарты», – перечислила депутат.По мнению Касамары, принятый депутатами закон заставит вузы сильно задуматься о стратегии своего развития и позиционирования.
«И конечно, закон спровоцирует начало более тщательной работы над совершенствованием педагогических составов по всей стране», – поясняет специалист.
«Сейчас с кадрами в образовательной сфере у многих учреждений часто возникают проблемы. Мы четко видим нехватку учителей от 40 лет. Сейчас в институтах в основном преподают возрастные преподаватели либо молодежь, а между ними – яма», – говорит она.
Еще одна проблема – завышенные и далекие от реальности требования самих абитуриентов. «Структура рынка труда не отвечает идеалистическим представлениям молодежи о том, чего бы она хотела.
Поэтому гармонизация таких отношений – это большая системная задача. С принятием закона первый шаг сделан. В России есть стратегия технологического лидерства и суверенитета.
Но ее надо реализовывать, чтобы она не зависла в воздухе», – заключила Касамара. Теги: Госдума , вузы , образование , правительство , студенты , реформа образования.