
Автосервис – не та отрасль, где все просто. Сегодня у нее множество проблем, и путь к «белому» и прозрачному бизнесу оказался совсем не легким. Об этом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков побеседовал с Юрием Валько – председателем Союза автосервисов и владельцем ГК «Гидравлика» – на выставке MIMS Automobility Moscow, проходящей с 12 по 15 мая 2025 года в ЦВК «Экспоцентр».
– Что сейчас происходит с автосервисами? Работать стало проще или сложнее? Повлияла ли на отрасль маркировка «Честный знак»? – Проблем становится все больше.
Когда была высокая маржинальность, на это мы не обращали внимание. Раньше многие работали «почти в белую», и чем становились «белее», тем больше появлялось сложностей.
С внедрением «Честного знака» вопросов стало еще больше. Например, производители масел до сих пор не понимают, как маркировать бочки. Все вводится без достаточной подготовки и анализа.
Последствия – крайне негативные. Только оформление одной этикетки по всей цепочке обходится в среднем в 60 рублей. – То есть, чтобы промаркировать одну свечу зажигания, нужно заплатить до 60 рублей? – Да. От 20 до 60 рублей – в зависимости от логистики и складской инфраструктуры.
Все эти расходы закладываются в цену. При этом импортеры до конца не понимают, как это будет работать на практике. – А маркировка действительно гарантирует качество товара? – Уверенности в этом нет.
Я не против маркировки как идеи, но внедрять ее надо было осознанно, с участием представителей отрасли, а не «с бухты-барахты». – Какие еще сложности? – Изменения в налоговом законодательстве.
В 2024 году бизнесу внезапно сообщили о снижении порога по УСН (упрощенная система налогообложения) со 150 млн до 60 млн рублей. Компании, чуть превысившие лимит, вынуждены переходить на общий режим с НДС, что увеличивает налоговую нагрузку в разы.
Например, по нашим расчетам, организация, которая раньше платила налоги по патенту, после перехода на НДС заплатит в 26 раз больше. – Сколько СТО находятся в упрощенной зоне? – Формально около 10%, фактически – значительно больше.
Многие выбирают: оставаться «маленькими» или перейти на НДС. – И что им делать? – Дробиться или закрываться до конца года. Думаю, возникнет новый феномен – «декабрьская сиеста»: сервисы начнут закрываются в ноябре-декабре перед окончанием года, чтобы не превысить лимит и не попасть под повышенные налоги.
Экономически это выгоднее, чем продолжать работу. – Как это скажется на автовладельцах? – Не лучшим образом.
Уже начали расти цены. Например, сход-развал стоил 2,5-3 тыс. рублей, теперь – около 4 тыс. Повышение начали еще летом, чтобы клиенты привыкли, и не было резкого скачка цен. – Чего ждать в 2026 году? – Рост цен продолжится.
До конца 2025 года работы могут подорожать на 20-30%. Как результат такой политики: СТО с выручкой до 60 млн тоже начинают подтягивать цены к уровню «больших» сервисов, хотя делать этого им и не нужно, но почему бы и не заработать? Это делает их более маржинальными.
В идеале, я считаю, патентная система (ПСН) должна быть до 2-4 млн в месяц, дальше – УСН, затем – общий режим с НДС. – Сейчас есть смысл открывать небольшую СТО? – Да.
В сезон спрос огромный – станций не хватает. Хотя в 2024 году был провал: ставка ЦБ поднялась выше 20%, и люди вложились в депозиты. Весеннего всплеска не случилось, спрос на углубленный ремонт был вялый по всей стране.
Текущее ТО, конечно, делали, но не более того. Однако отложенный спрос проявится к концу лета, когда закончатся сроки по депозитам, люди начнут снимать деньги и тратиться на ремонт. Пока мы находимся в режиме отложенного спроса.
– Изменилось ли поведение клиентов? – Сегодня клиенты считают каждую копейку. Времена, когда бросали ключи приемщику со словами «сделай, позвони, и я оплачу», ушли. Даже владельцы дорогих машин теперь подходят к ремонту рационально и вдумчиво.
Качество китайских запчастей улучшилось, но доверие к ним все еще невысокое. – Как автовладельцу выбрать сервис? – Сейчас все есть в интернете – люди ищут информацию и читают отзывы.
Но если видят только сплошные пятерки – это повод насторожиться. Всегда будут ошибки и недовольные. Сегодня очевидно, что идеальных отзывов быть не может. Даже лучший сервис изредка получает негатив – и это нормально.
Рубрика: Автомобили. Читать весь текст на www.zr.ru.